Банщикова Татьяна Николаевна

Руководитель психологической службы университета

Образование

Образование, ученая степень, звание

Ученая степень: кандидат психологических наук (2002 г.).

Ученое звание: доцент (2004 г.), профессор Академии Естествознания (2015 г.).

Образование: Ставропольский государственный педагогический институт, специальность «Педагогика и психология», квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии» (1991 г.).

Профессиональная переподготовка:

Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования, специальность «Психология», «Социальная педагогика», квалификация «Психолог», «Социальный педагог» (1999 г.).

Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования (г. Москва) по программе «Специалист по оценке персонала», право на ведение профессиональной деятельности в сфере реализации и администрирования процессов оценки и развития персонала (2017 г.)

ЧУ ООДПО «Международная академия экспертизы и оценки» (г. Саратов) по программе «Бизнес –тренер», квалификация «бизнес-тренер» (2020 г.)

Московский институт психоанализа по программе «Практика карьерного консультирования», право на ведение профессиональной деятельности в сфере карьерного консультирования (2021 г.).

Членство в организациях:

Член Российского психологического общества.

Член Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения.

Экспертная деятельность.

Эксперт двух национальных встречах, организованных ЮНФП, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО совместно с агентством ООН по проблеме адаптации критериев эффективности, разработки и реализации образовательной программы «Равный-Равному».

Эксперт двух Всероссийских конкурсов работников учреждений общего образования «Воспитать человека» (г. Владикавказ).

Эксперт проектов и документов в сфере образования по заказу Министерства образования и науки РФ проводимых в системе КИАС.

Член экспертного совета РНФ. Приглашенный эксперт научных публикаций журнала Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.

Достижения и поощрения:

Почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» (2017 г.).

Почетная грамота Министерства образования и науки за большой личный вклад в развитие отечественной науки и многолетний добросовестный труд (2012 г.).

Почетная грамота Министерства образования Ставропольского края за многолетнюю плодотворную работу в системе образования Ставропольского края награждена (2022 г.).

Благодарственное письмо Министерства науки и высшего образования за значительный вклад в организацию горячей линии по оказанию психологической помощи студенческой молодежи (2022 г.).

Благодарственное письмо Министерства науки и высшего образования за участие в пилотной апробации методических рекомендаций по организации психологической службы, психологического просвещения, по подбору специалистов для психологических служб образовательных организаций высшего образования (2023 г.).

Благодарность ректора СКФУ (2021 г.).

Диплом на звание лауреата национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологической науке» (2016 г.)

Диплом и медаль победителя конкурса инновационных идей и проектов Юга России в номинации «Проекты и идеи, направленные на развитие трудовых ресурсов региона» за проект «Информационно-мониторинговая система оценки и ротации кадровых ресурсов региона» (2009 г.)

Награждена наручными часами с надписью «Ты нужен России» за призовое место в общественно-направленном проекте «Радуга добрых дел» Федеральным научным учреждением ЦИПВ и СППДМ (2014 г.).

Победитель конкурса «Старт-2006», программы Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (2006 г.).

Повышение квалификации (последние 5 лет)

Основные методы психологического сопровождения при посттравматическом стрессовом расстройстве (16 час. г. Москва, ФГБНУ Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, 2024 г.).

Психологическая помощь беженцам и переселенцам. Проект «Практика» Благотворительного фонда «Подарок Ангелу» (48 час. г. Москва, 2023).

Психологическое сопровождение лиц с посттравматическим стрессовым расстройством (72 час. г. Москва РАО, 2023 г.).

Основы социального проектирования и публичных выступлений для специалистов, занимающихся профилактикой зависимого поведения среди молодежи (16 час. г. Москва РУДН, 2023 г.).

Посттравматическое стрессовое расстройство: алгоритмы взаимодействия с родственниками (36 час. г. Нижний Новгород, 2023 г.).

Психология сопровождения и поддержки в кризисных и посткризисных ситуациях. Экстренная психологическая помощь (176 час. Институт прикладной психологии в социальной сфере. г. Москва, 2022 г.)

Технология коучинга в образовательной среде (72 часа, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, 2022 г.).

Организация деятельности психологической службы в образовательной организации высшего образования (72 час. г. Москва РАО, 2002 г.).

Психологическое сопровождение и поддержка в кизисных и посткризисных ситуациях. Экстренная психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях (176 час. г. Москва, АНО ДПО Институт прикладной психологии в социальной сфере, 2022 г.).

Противодействие коррупции в административно-управленяческой деятельности в сфере образования (24 час. СКФУ, 2022 г.).

Профайлинг: психологические методы оценки и прогнозирование поведения обучающихся (144 час. Чебоксары, Экспертно-методический центр, 2021 г.).

Использование ассистивных технологий в образовательном процессе для обучающихся с ОВЗ (72 час. СКФУ, 2021 г.).

Технология проведения комплексного ресурсного анализа с использованием опросника ОУП 5.0. (36 час., г. Москва, РАНХиГС, 2019 г.)

Использование средств информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза (36 час. СКФУ, 2019).

Психолого-педагогическое консультирование и групповая (тренинговая) работа. Организация эффективного взаимодействия с участниками образовательных отношений в условиях реализации ФГОС (72 час. СКФУ, 2019).

Разработка массовых онлайн-курсов (36 час. БФУ им Канта, 2019 г.)

Публикации и исследования

145 публикаций, 5 монографий, 36 статей в изданиях, рекомендуемых ВАК Минобрнауки РФ, 10 статей в изданиях, зарегистрированных в международных базах цитирования Scopus и Web of Science. Данные публикации активно цитируются отечественными и зарубежными исследователями.

Руководитель /исполнитель 7 грантов (РГНФ, РФФИ, РНФ)

  1. Грант РНФ № 22-28-00975 «Регуляторные и личностные ресурсы субъективного благополучия молодых людей в условиях неопределенности» (руководитель).
  2. Грант РФФИ № 20-013-22001 «Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации» (руководитель).
  3. Грант РФФИ № 19-013-00568 А «Хронопсихофизиологические закономерности пищевого поведения (исполнитель).
  4. Грант РФФИ № 19-013-00308 А «Саморегуляция как ресурс жизнестойкости субъекта в условиях смены вида профессиональной деятельности» (исполнитель.)
  5. Грант РФФИ № 18-013-20058 Г Проект организации V Международной научно-практической конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России» (руководитель).
  6. Грант РФФИ № 17-06-00804-ОГН — А «Осознанная саморегуляция и совладающее поведение в условиях адаптации студентов к новой социокультурной среде: общие закономерности и кросскультурные различия» (руководитель).
  7. Грант РГНФ № 15-06-14039 IV Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодежи «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России» (руководитель).
  8. Грант РГНФ № 14-06-00882 «Роль осознанной саморегуляции в управлении агрессией в профессиональной педагогической деятельности: дифференциальный и кросскультурный аспекты» (руководитель).
  9. Грант РГНФ № 12-06-00091 «Влияние семантического значения понятия «агрессия» на внешне проявляемые формы агрессивного поведения у субъектов, проживающих в поликультурных и монокультурных регионах» (руководитель).

Опыт работы

Общий стаж – 38 лет. Научно-педагогический – 23 года

Достижения:

Награждена почетным званием «Почетный работник сферы образования Российской Федерации»

Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки за большой личный вклад в развитие отечественной науки и многолетний добросовестный труд

Диплом и медаль победителя конкурса инновационных идей и проектов Юга России в номинации «Проекты и идеи, направленные на развитие трудовых ресурсов региона» за проект «Информационно-мониторинговая система оценки и ротации кадровых ресурсов региона».

Награждена наручными часами с надписью «Ты нужен России» за призовое место в общественно-направленном проекте «Информационно-аналитической интернет-страничка «Радуга добрых дел» Федеральным научным учреждением ЦИПВ и СППДМ.

Профессиональные интересы:

Основные научные интересы лежат в области изучения психологии агрессии, психологии саморегуляции.

В области психологического консультирования: профессиональная ориентация, карьерное консультирование, консультирование методом ДПДГ, развития консультативной помощи семье на всех этапах жизненного цикла семьи.

Организатор 5-ти международных научно-практических конференций под общей тематикой «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России».
И одной онлайн-конференции «Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации» (2020 г) при поддержке РФФИ.
Имеет 4 свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ:
Программно-методический комплекс развития профессионально-значимых качеств персонала № 2008612612;
«Методика оценки траектории личностно-профессионального развития « 2012612352;
«Методика исследования личностно-профессионального развития субъектов образовательного процесса» № 2013614245;
«Методика определения кластера одаренности у детей и подростков № 2014618765.

Опыт тренерской и консультативной деятельности

Имеет 12-ти летний опыт тренерской работы (социально-психологические и бизнес-тренинги), профориетационного и профкарьерного консультирования, опыт оценки и обучения персонала, командообразования.
За период работы в СКФУ выполнены Государственные контракты, хоз. договоры с Правительством Ставропольского края по организации и проведению круглых столов, обучающих мероприятий и мероприятий по оценке знаний, навыков и личностных качеств, влияющих на возможность осуществления управленческой деятельности.

Имеются благодарственные письма за работу по обучению персонала от ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс», Министерства экономического развития СК, Командующего 49 общевойсковой армии Ставропольского территориального гарнизона.
За успешную работу, личный вклад в организацию и проведение молодежного форума «Машук – 2020» получена благодарность от Владимирова В.В, Баринова И.В, Бугаева А.В., Комиссарова А.Г.
Является разработчиком и исполнителем программ психолого-педагогического сопровождения субъекта обучения и субъекта труда. В рамках данного руководит мониторинговыми исследованиями мотивации, социально-психологической адаптации студентов; социокультурнрой адаптация иностранных обучающихся; межличностных отношений студентов, морально-психологического климата в академических группах; зависимого поведения. Результаты данных исследований востребованы в Министерстве науки и высшего образования, Департаменте государственной молодежной политики, в работе структурных подразделений университета.
Является разработчиком программ повышения квалификации для педагогов и психологов системы образования, программ дополнительного профессионального образования, успешно реализованных с применением инновационных технологий, в том числе и в digital- формате.
Активный участник национального психологического конкурса «Золотая Психея», имеет дипломы номинанта, и Лауреата конкурса
Представляла опыт психологического сопровождения на VI Всероссийском форуме-выставке «Здоровье нации – основа процветания России» (Москва, 2013 г.)
Является членом Всероссийского общества практических психологов образования.
Публикации

Монографии:
1. Банщикова Т. Н. Развитие профессионально-личностной готовности воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников: акмеологический подход / Т. Н. Банщикова: монография. – Невинномысск. : Изд-во НГГТИ, 2005 – 150 с.
2. Осознанная саморегуляция в управлении агрессией: Монография / Т. Н. Банщикова, Е. А. Фомина, В. А. Соломонов, В. И. Моросанова; общ. ред. В. И. Моросанова. — СПб.: Нестор-История, 2018. — 296 с.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК , WoS, Scopus
1 Banshchikova T. Socio-cultural conditionality of the relationship of conscious self-regulation and the system of human life value // International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism» The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, 2019. (WoS).
2 BnshchikovaT., Sokolovskii M. , Solomonov V., Fomina E. Psychometrics of the Russian Version of the SACS Instrument (S. E. Hobfoll’s Strategic Approach to Coping Scale) // Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 9, Issue 1, January 2019. (WoS).
3 Solomonov D., Solomonov V., BanshchikovaT., Fomina E. Using neural networks in building a psychological typology // Proceedings of the 2018 Multidisciplinary Symposium on Computer Science and ICT Stavropol, Russia, October 15, 2018. Sapienza Università di Roma, Italy http://ceur-ws.org/Vol-2254/ (Scopus).
4 Banshchikova T.N., Fomina E.A., Morosanova V.I. Cross-Cultural Approach to the Study of Self-Regulatory Personality Predictors of Aggression. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2017. Vol. 22, no. 6, pp. 87–98. doi:10.17759/pse.2017220608. (In Russ., аbstr. in Engl.) (WoS).
5 Банщикова Т.Н., Моросанова В.И. Региональная специфика индивидуально-типологических особенностей взаимосвязи саморегуляции и агрессии у педагогов / Т. Н. Банщикова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2016. – № 01(52). – С. 114 – 121.
6 Банщикова Т.Н, Жизненные ценности и социокультурная идентичность как предикторы осознанной саморегуляции/ Т. Н. Банщикова // Образование личности. 2016.. № 2. – С. 40-48.
7 Банщикова Т.Н., Соломонов В.А., Фомина Е.А. Использование модели нейронной сети АРТ-2 в построении регуляторно-личностной типологии педагогов / Т. Н. Банщикова, В.А. Соломнов, Е.А. Фомина // Успехи современной науки. – Том.10. – №2. – 2016 г. – С. 148-156.
8 Банщикова Т.Н., Соломонов В.А., Соколовский М.Л., Фомина Е.А. Специфика взаимосвязи осознанной саморегуляции с формами агрессивных проявлений в группах испытуемых из разных регионов юга России / Т. Н. Банщикова, В.А. Соломнов, М.Л. Соколовский, Е.А. Фомина // Современные проблемы науки и образования. 2015. – № 2 (часть 3), Электронный ресурс: URL:http://www.science-education.ru/131-23845.
9 Банщикова Т.Н., Соколовский М.Л. Принцип социокультурной опосредованности в определении типов педагогов по структуре взаимосвязи саморегуляции и агрессии / Т. Н. Банщикова, М.Л. Соколовский // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. – № 4(49). – 208 с. – С. 153 – 158.
10 Банщикова Т.Н., Соломонов В.А., Фомина Е.А. Саморегуляция профессиональной деятельности в ситуации неопределенности: кросс-культурные особенности / Т. Н. Банщикова, В.А. Соломнов, Е.А. Фомина // Известия Волгоградского технического университета. – 2015. – № 8(171). – 88 с. – С. 32 – 35.
11 Banshchikova T., Solomonov V., Fomina E. Attitudes and tolerance in the structure of individual readiness for intercultural interaction //. Worldwide trends in the development of education and academic research, 15 – 18 June 2015 Procedia-Social and Behavioral Sciences 214 ( 2015 ) 916 – 924. 1877-0428 (Scopus).
12 Банщикова Т. Н., Моросанова В.И. Роль осознанной саморегуляции в контроле агрессивности у педагогов / Т. Н. Банщикова, В.И. Моросанова // Мир в образовании – образование в мире. 2014. – № 4. – С. 112-123.
13 Банщикова Т.Н. Осознанная саморегуляция – психологический ресурс управления агрессией / Т. Н. Банщикова // Фундаментальные исследования. 2014. – № 9 (10). – С. 2322-2326.
14 Банщикова Т.Н. Кросс-культурный подход к исследованию психологических механизмов саморегуляции в ситуации межкультурного взаимодействия / Т. Н. Банщикова // Известия Волгоградского технического университета. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». Вып. 18. –2014. – № 16 (143). – С. 130-132.

Благодарность
2022

Сертификат
2022

Обучение
2022

Профессиональная переподготовка
2021

Повышение квалификации
2021

Повышение квалификации
2019

Повышение квалификации
2018

2015

Имеет диплом профессора Академии Естествознания (№ 7735)

Повышение квалификации
2014

Повышение квалификации
2013